«Вы стоите на самой низшей ступени развития, – перекричал Филипп Филиппович, – вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить!»
Эти слова профессора Преображенского - краткий пересказ комментариев на политические темы, которые я читаю последние семь месяцев.
Причем обеих сторон – и тех, кто «за», и тех, кто «против».
И там, и там – «люди с высшим образованием». И они недоумеваеют, как можно не понимать то, что очевидно им! И как можно давать такие советы космического масштаба и космической же глупости. ВЕДЬ ВСЕ ЖЕ ПОНЯТНО, все очевидно, надо только ПОДУМАТЬ!
Человек ощущает себя Преображенским, а оппонента видит Шариковым – каким-то недоразвитым, недоэволюционировавшим.
И срочно, срочно нужно выбрать сторону, потому что иначе невозможно, иначе мы все погибнем, «как вы не понимаете?»
Я не хочу выбирать сторону. Я не знаю никого, кто не прав.
Я знаю только, что ни у одного живого человека не хватит экспертности, чтобы проверить всю информацию о происходящем, не пропуская ее через призму собственного мировоззрения, и сделать выводы планетарного масштаба, как поступать следует, а как нет. (И я могу ошибаться, это мое ограниченное понимание).
У людей разные ценности, и они поступают исходя из них, и приоритеты выстраивают, исходя из них. Вам эти ценности могут не подходить, но на то вы – вы, а не тот, другой человек.
Для кого-то – любая человеческая жизнь – высшая ценность.
Для кого-то высшая ценность – жизнь его близкого, и ради нее он готов поступиться чужой.
Кто-то верит в то, что всегда можно договориться.
Кто-то в то, что стоит перестраховаться и на всякий случай не доверять.
Исходя из этого мы принимаем решения. Иногда в зависимости от ситуации приоритеты могут меняться. И если бы был какой-то правильный, универсальный вариант решения, ответ на самый главный вопрос жизни, вселенной и всего остального – это было бы очень хорошо. Но его нет.
Все, что я знаю о человеческой психике, о нашей способности воспринимать, переваривать информацию и делать какие-то выводы; все, что я знаю о том, как собирается, обрабатывается и передается информация, говорит: погрешность между происходящим и тем, что мы усваиваем у себя в голове, катастрофическая.
Наши возможности познания сильно ограничены. Мы искренне пытаемся критически мыслить (да, представляете, и ваши оппоненты тоже), но наши выводы напрямую связаны с нашим собственным жизненным опытом, в частности - огромным шквалом льющейся на нас нефильтруемой информации, и никак иначе.
На вас вылился ушат информации, она легла на ваш уникальный опыт, и вы сделали одни выводы. А у другого опыт другой, и выводы другие.
Когда вы думаете о вашем близком: «Как, как он может так думать?! Как можно быть настолько наивным?» - знайте, он думает про вас точно так же. И у него на это ровно столько же оснований, сколько у вас.
Боже, я сейчас себя тоже начала чувствовать Преображенским, пока это писала.
Нет, ребят, я не претендую на то, что я-то все правильно понимаю, а другие нет. И меня тоже кидает из крайности в крайность иногда.
Я не призываю вас отказываться от того, во что вы верите. Я лишь предлагаю не отказываться от своих родных, близких, тех, с кем вы общались до всего этого кошмара, только потому, что мы все оказались в травмирующей ситуации и ведем себя крайне эмоционально.
Нам правда трудно выносить другое мнение. И оппоненты кажутся нам Шариковыми. Но это только кажется, правда. Это те же люди, которые нас родили, которых родили мы, с кем делились, чем могли, и кто в тяжелый момент давал нам надежду. Кого обнимали, с кем переживали, кто жил с нами, как умел. Они не заслужили ненависти за то, что прожили свою жизнь, получили свой опыт и делают из него актуальные для себя выводы.
Войны проходят.
Некоторые люди уходят с ними. Это очень горько.
Мы так нуждаемся друг в друге. Мы нуждаемся гораздо больше, чем когда бы то ни было.
Давайте продолжать видеть друг в друге людей. Давайте все равно любить.